Страницы истории

kruzershtern_s_newЭкспедиция, которую я имею честь предложить, – это первая в таком роде предпринимаемая русскими; ввиду ее значимости она не может не привлечь внимание всей Европы.

Просвещенный никогда не может терпеть затруднений в открытии способов, служащих к усугублению блага и славы нации...

И. Ф. Крузенштерн
Капитан-лейтенант
1799



Результаты экспедиции
01.12.2005 00:00

Считаем необходимым еще раз подчеркнуть безусловные достижения первой российской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева» под руководством капитан-лейтенантов Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского.

1. Российские корабли впервые выведены в Мировой океан.

2. Создан положительный пример осуществления морской торговли России по всему миру, утверждено ее место среди главных морских держав.

3. Получен первый опыт проведения дальнего морского (не каботажного) плавания русских матросов под руководством российских офицеров, открывшего череду кругосветных морских путешествий первой половины XIX в., увенчанных открытием Антарктиды. Таким образом, Россия блистательно завершила эпоху Великих географических открытий.

4. Российские моряки, прошедшие выучку в кругосветной экспедиции, заложили фундамент школы свободного мореплавания, на основе которой был создан Офицерский класс, преобразованный в
дальнейшем в Морскую академию.

5. Проведены обширнейшие океанографические, естественнонаучные, этнографические, лингвистические исследования, до сих пор являющиеся источником бесценной информации для ученых.

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ
ПЕРВОЙ РОССИЙСКОЙ КРУГОСВЕТНОЙ
ЭКСПЕДИЦИИ

Первая российская кругосветная экспедиция добилась выдающихся научных результатов, она «обогатила науку открытиями и исследованиями, далеко раздвинувшими пределы естествознания и географии» (Переписка Бэра, 1970, 41). В сентябре 1806 г. Кру зенштерн был избран почетным членом Академии наук.

ГИДРОГРАФИЯ, МЕТЕОРОЛОГИЯ,
КОРАБЛЕВОЖДЕНИЕ - ПРЕДПОСЫЛКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОКЕАНОГРАФИИ.
АТЛАС ЮЖНОГО МОРЯ

В третьей части описания плавания Крузенштерна были опубликованы результаты научных исследований экспедиции, в частности «Таблицы суточных счислений корабля „Надежды" с показанием астрономических, метеорологических и морских наблюдений», составленные Крузенштерном. Во время плавания экспедицией ежедневно велись наблюдения за местонахождением судна. В полдень отмечалась в журнале широта по астрономическим наблюдениям и по счислению, долгота определялась по хронометрам и по счислению, фиксировалось склонение компаса и показание термометра в полдень. Наблюдения за морским барометром велись 4 раза в сутки: в 6,12,18 и 24 часа. Одновременно визуально отмечались сила и направление ветра, особенности атмосферных явлений, глубины, грунты, состояние поверхности моря (Пасецкий, 1974, 83).
Первая российская кругосветная экспедиция на протяжении всего плавания провела обширные исследования динамики океанских течений. «Познание течения моря,— писал Крузенштерн,— столь важно для мореплавания, что мореходец должен поставить себе обязанностию производить над оными наблюдения во всякое время со всевозможною точностию» (Крузенштерн, 1812, 149).
Там, где путь экспедиции совпадал с маршрутами Кука, Ванку вера, Лаперуза, Маршана, д'Антрекасто и других мореплавателей, наблюдавших динамическое состояние моря, Крузенштерн всегда сравнивал результаты своих наблюдений с данными предшественни ков, подтверждал или опровергал их выводы. Капитан «Надежды» пришел к важному выводу о том, что границы экваториальных течений, определенные Куком, подвержены сильным сезонным изменениям. Приоритет этого вывода в исторической географии ошибочно приписывается А.Гумбольдту (Невский, 1951, 83). Одновременно Крузенштерн заключил, что сила экваториальных течений возрастает по мере удаления от берегов Европы и Африки в сторону Америки. Кроме того, Лисянский установил наличие в Атлантическом океане экваториального противотечения (Лисянский, Путешествие... ( I ), 39).
Наблюдения над направлением и силой течений велись от Ла-Манша до Камчатки, в Южно-Китайском море и на пути от Кантона до Шотландии. Все они представляли большой научный интерес, а главное была выявлена система течений в районе Японии и Сахалина. Всего было выполнено более 350 наблюдений над тече ниями, в том числе 203 в Тихом океане, и результаты исследования течений Японского моря полностью совпадают с современными данными. Статья Крузенштерна, посвященная приливам и отливам в бухте Нагасаки, также помещена в третьей части «Путешествия». Он первым определил прикладной час для Нагасакской гавани, найдя его равным 7 часам 52 минутам 49 секундам. Погрешность по отношению к современным определениям составляет 3 минуты (Пасецкий, 1974, 85-86).
Во время стоянки в Нагасаки с 11 октября 1804 г. по 17 апреля 1805 г. и в Петропавловской гавани с 30 августа по 9 октября 1805 г. Крузенштерн вел метеорологические наблюдения с помощью тер мометра, барометра и гигрометра. Они производились в 8, 12, 16 и 20 часов и фиксировали данные о температуре, давлении, влажности, состоянии атмосферы, направлении, силе и продолжительности ветра, грозах, облаках, туманах, выпадении росы и других метеорологичес ких явлениях. Это были первые в истории науки метеорологические исследования в северной части Тихого океана. И сегодня они имеют необычайную ценность для изучения эволюции климата за 200 лет, истекшие со дня первого русского кругосветного плавания.
Особое внимание экспедиция уделяла барометрическим наблюде ниям. По убеждению Крузенштерна, знание перепадов атмосферного давления давало возможность не только предвидеть наступление опасных штормов, но и сокращать «много времени плавания».
Крузенштерн опубликовал две работы астронома Горнера: «О колебании барометра между тропиками» и «Наблюдения над барометром, термометром и гигрометром, сделанные между тро пиками в Великом океане, также ветры и погоды с 16 апреля по 25 число июня 1804 г.». Горнер в течение трех месяцев ежечасно измерял атмосферное давление воздуха. «Таковой труд, — писал астроном, — тягостен и в Европе, но утомительный жар между тропи ками и продолжительное плавание требовали сугубаго напряжения» (Крузенштерн, 1812, 230).
Была предпринята и попытка исследовать воздействие Луны и Солнца, географической широты и времен года на показания баро метра (Крузенштерн, 1812, 237).
Участники экспедиции занимались изучением температуры на различных глубинах и удельного веса морской воды и установили, что соленость Атлантического океана выше солености Тихого.
Горнер обобщил результаты наблюдений в работах «Степень теплоты морской воды в разных глубинах» и «Удельная тяжесть морской воды», опубликованных в третьей части «Путешествия» Крузенштерна. Был выполнен ряд измерений Сиксовым термо метром в слое воды до 200 сажен глубиной: 11 — в Тихом океане, 4 — в Атлантике, 4 — в Охотском море, по одному в Японском и Южно-Китайском морях. Горнер пришел к выводу, что «теплота уменьшается сначала неприметно, потом скорее, далее в великой глубине опять медлительнее и, наконец, остается постоянно» (Кру зенштерн, 1812, 277). Таким образом, Горнер отметил наличие верхнего однородного температурного слоя, скачок температур и глубинный слой с мало меняющимися характеристиками (Пасец- кий, 1974, 87). Это были первые в мировой практике определе ния вертикального распределения температур в Мировом океане (Зубов, 1954,154).
Проведенные исследования гидрометеорологических явлений, и прежде всего динамики течений Мирового океана, удельного веса и температуры морской воды, свечения моря, приливно-отливных явлений, направления и силы ветров, были новым словом в науке и, что не менее важно, послужили началом широкого изучения океана и заложили основы новой комплексной науки — океанологии.
Первые русские кругосветные мореплаватели большую часть пути шли в стороне от изведанных маршрутов. Посещая уже известные земли, Крузенштерн и Лисянский стремились не только точнейшим образом определить их положение, но и сверить свои наблюдения с наблюдениями предшественников, исправляя ошибки и внося поправки в карты.
«Надежда» во время своего плавания в Тихом океане произвела обширные гидрографические работы. Крузенштерн первым подробно исследовал и картографировал Сахалин, острова Цусима, открыл несколько проливов между Курильскими островами, уточнил их положение, а также неправильно показанного на прежних картах пролива Ван-Димена (Осуми), открыл острова Каменные Ловушки, произвел опись западного побережья Японии, острова Хоккайдо, определил координаты ряда остовов, мысов и бухт Японского моря, южного побережья Нуку-Хивы (Маркизские острова). Ошибкой Крузенштерна считается определение Сахалина как полуострова, однако на картах, составленных мореплавателем, он изображен островом, соединенным с материком песчаной косой.
Особое внимание участников экспедиции было обращено к Японии. «Мой Атлас, — отмечал Крузенштерн, — содержит о Японии, как такой земли, о которой еще и поныне немного мы имеем сведений, шестнадцать листов кроме предметов, к натуральной истории Японии относящихся. Объяснение каждого из сих листов может без сумнения служить средством, могущим ознакомить нас короче с сею весьма достопримечательною землею» (Крузенштерн, 1812, III ).
Методы вычисления широты (путем многократного меридио нального определения) и долготы (по хронометрам, «лунным рас стояниям» и по полуденной высоте солнца) были несовершенны на взгляд современного гидрографа, однако в то время они считались, как отмечал сам Крузенштерн, максимально точными. Что каса ется точности определения места корабля, это вопрос достаточно субъективный и зависит от многих факторов — скорости течения, направления и скорости ветра, волнения, хода корабля. При том уровне кораблевождения, который существовал во времена пер вой российской кругосветки, мореплаватели использовали самые передовые методы и добивались самых высоких точностей. Но если погрешность в одну милю (1852 м) для них считалась верхом совершенства, то при нынешних методах и технических средствах определения места корабля погрешность лежит в пределах метров (по глобальным космическим навигационным системам).
Ко времени первой кругосветки Россия не обладала достаточным набором морских навигационных карт на весь Мировой океан (такие карты появились только в 1970-е гг. в СССР). Поэтому Крузенштерн был вынужден пользоваться картами 15 различных авторов из разных стран — Кука, Лаперуза, Бугенвиля, Броутона, Арроусмита, Дальримпля, Бюаша, Фрезье и др. Естественно, они не образовывали единой коллекции, были разрозненными, составленными в различных проекциях на различные районы плавания и по разным методам. Это вносило путаницу и вызывало трудности при сравнении карт и пересчете координат. На районы Японии, Курильских островов, Сахалина карт в то время не было вовсе.
Сложность при составлении карт заключалась еще и в том, что в России не существовало единой государственной опорной геодезической сети координат, которой пользуются сейчас (она и поныне в каждой стране своя, а в СССР ее закончили только в 1950-х гг.). Поэтому карты Крузенштерна обладали тем же недостатком, что и у его предшественников — они не были привязаны к геодезической сети. Карты в основном «рисовались», а не составлялись, что отмечали и сами участники плавания.
Однако вывод Крузенштерна о высокой точности определения координат не следует подвергать сомнению. Просто у него были другие критерии точности. К тому же многие координаты географи ческих объектов были установлены экспедицией чрезвычайно точно, их расхождение с современными данными составляет по широте не более 2 угловых минут, по долготе — не более 4 минут (Невский, 1951,249).
Рельеф местности, виды берегов изображались картографами экспедиции просто виртуозно. У экспедиции не было ни методов, ни приборов, ни времени для гидрографических наблюдений, поэтому площадных промеров глубин она не могла производить и на картах имеются только результаты маршрутных промеров. Трудно назвать сегодня эту работу гидрографическими исследованиями в полном смысле слова, потому что она не отвечала уровню развития науки того времени. Однако эта работа велась в полностью неисследованных районах, среди сплошных «белых пятен», тем большее значение имеют даже и маршрутные промеры, которых до того не было вовсе, и нужно воздать дань мужеству и отваге капитанов, которые вели корабли, не имея сколько-нибудь верных карт, полагаясь на несовер шенные приборы и интуицию.
Заслуги Крузенштерна были высоко оценены мировой научной общественностью. Один только факт: в 1820 г., т. е. при жизни Ивана Федоровича, в Лондоне вышла книга, содержащая обзор главных кругосветных путешествий всех времен и народов, под названием «Все кругосветные плавания от Магеллана в 1520 г. до Крузенштерна в 1807».
Во время экспедиции на «Надежде» Крузенштерн убедился в противоречивости и недостоверности данных, предоставляемых картами, на которых реальные острова и берега нередко перемежались с мнимыми, и решил разобраться в хаосе сведений о Тихом океане, дать морским путешественникам более полное представ ление о нем.
К 1821 г. Крузенштерн в основном завершил составление карт первой части «Атласа Южного моря». Источниками его исследо вания стали собственные наблюдения и сведения российских море плавателей — Ю. Ф. Лисянского, В. М. Головнина, П. И. Рикорда, М. П. Лазарева, Л. А. Гагемейстера, О. Е. Коцебу, М. Н. Васильева, Г. С. Шишмарева, В. С. Хромченко, А. К. Этолина, И. И. Шанца, М. Н. Станюковича, Ф. П. Литке, а также иностранные книги (Пасецкий, 1974, 98; 106).
5 февраля 1824 г. Крузенштерн представил начальнику морского штаба А. В. фон Моллеру только что вышедшую в свет первую часть «Атласа Южного моря», вторая часть вышла летом 1826 г.
Первая часть была посвящена островам и архипелагам Тихого океана, лежащим в Южном полушарии. Многие из них были иссле дованы и открыты самим Крузенштерном, Коцебу, Беллинсгаузеном, Лисянским и другими моряками русского флота, а также морепла вателями других стран, в их числе Куком, Лаперузом, Бугенвилем. Высоко оценивая вклад своих знаменитых предшественников, Крузенштерн в то же время каждое сообщение подвергал тщательному анализу (Пасецкий, 1974, 103).
«Ни одна из них, — писал Крузенштерн о картах своего Атласа, — не списана рабски с другой, уже существующей, но все они, напротив того, проверены с величайшей точностью, а при малейшем сомнении подвержены строгим разысканиям, заключающимся в моих записках» (Крузенштерн, Собрание сочинений... ( I ), II ).
Особенной полнотой отличались географические сведения о Но вой Гвинее и Торресовом проливе, Коралловом море, островах Таити, Соломоновых и Новой Зеландии.
Вторая часть «Атласа Южного моря» состояла из карт северной части Тихого океана — Кадьяка, Алеутских и Курильских островов, Аляски, Японии, Сахалина, а также островов Сандвичевых, Марианских, Маршальских, Каролинских, Формозы, берегов Юго-Восточного Китая и ряда других районов и земель северной части Тихого океан. И русскими и зарубежными исследователями «Атлас Южного моря» и дополнение к нему (Крузенштерн, Собрание сочинений...) были оценены как выдающееся научное достижение, как замечательный вклад в развитие географических представлений о Тихом океане. В России и за ее пределами Крузенштерна считали первым гидрографом Тихого океана. Академия наук по выходе в свет второй части Атласа предложила И. Ф. Крузенштерну место ординарного академика, а спустя 10 лет, в связи с изданием допол нения, присудила этому труду Демидовскую премию, от которой Крузенштерн отказался в пользу других соискателей (Пасецкий, 1974,108).
Этот труд совместно с результатами научных исследований первой русской кругосветной экспедиции доставил науке, и прежде всего физической географии, океанологии, метеорологии, ряд ценных и важных выводов и фактов, которые способствовали дальнейшему развитию наук о Земле.

СТРАНОВЕДЕНИЕ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ.
ЭТНОГРАФИЯ. ФИЛОЛОГИЯ

Первая русская кругосветная экспедиция имела важное значение для усиления позиций России в северной части Тихого океана, для развития русских поселений в Америке и привлекла внимание не только к Камчатке, Сахалину, но и к полярным районам, лежащим к северу от Берингова пролива.
Обобщив результаты первой российской кругосветной экспе диции, Крузенштерн пытался определить роль и место географии в системе наук, рассмотреть ее связь с физикой и химией, филосо фией и историей, а также выявить влияние экономики и коммерции на географические исследования и географические открытия —на развитие отдельных государств и даже судьбы народов (Пасецкий, 1974, 87).
В трудах участников экспедиции представлен богатый материал по регионам земли, ранее неизвестным россиянам. Особенно боль шой вклад внесли естествоиспытатели Крузенштерн, Лисянский, Лангсдорф в описание народа и культуры Маркизских островов. Фактически российская кругосветная экспедиция была первой в мировом масштабе научной экспедицией, положившей начало изучению этнографии Нуку-Хивы.
Лисянский оставил ценные заметки, посвященные острову Пасхи и Гавайским островам.
Дневник Резанова и книга Шемелина во всех подробностях освещают пребывание в Японии и ход переговоров с японскими чиновниками. Во время полугодового стояния в Нагасаки удалось сделать множество интересных наблюдений и огромное количество рисунков, посвященных быту, одежде, материальной культуре японцев, а также зарисовать большое количество гербов и флагов, которые еще требуют комментария.
Описание плавания, сделанное Лисянским, дневники Коробицы- на и иеромонаха Гедеона, а также II том описания путешествия Лангсдорфа посвящены Русской Америке, островам Кадьяк и Ситка.
Участники плавания составили несколько словариков: маркизско го языка (собран Лангсдорфом и Лисянским с помощью европейцев, живших на Нуку-Хиве — Э. Робартса и Ж. Ж. Кабри), гавайского (Лисянский), айнского (первый — Лангсдорфа, с сопоставлением слов разных групп айнов Камчатки, Курильских островов, Хоккай до, Сахалина; второй — собран Г. И. Давыдовым и опубликован Крузенштерном); чукотского (собран Д. И. Кошелевым, опуб ликован Крузенштерном); кадьякского, кенайского, ситкинского, уналашкинского (Лисянский), японского (составлен Резановым и до сих пор не опубликован). В одном только Атласе Крузенштерна представлено 32 подлинно художественных пейзажа, 44 портрета жителей Маркизских островов, японцев, китайцев, айнов, алеутов, камчадалов, китайских татар.
Описания жизни, обычаев, одежды, оружия, предметов хозяйс твенного обихода жителей островов Нуку-Хивы, Японии, Хоккайдо, Сахалина и других мест сохраняют непреходящее научное значение, хотя еще недостаточно обобщенное и изученное.

БИОЛОГИЯ

Участниками экспедиции было получено большое количество научных материалов и заметок по результатам наблюдений над растительным и животным миром полинезийских островов и Япо нии, Хоккайдо, Сахалина. Натуралисты Лангсдорф и Тилезиус обобщили ботанические и зоологические исследования экспедиции. Естествоиспытатели «Надежды» изучали постоянное, произвольное и вынужденное (под влиянием внешнего воздействия) свечение моря и нашли, что его причиной являются микроорганизмы.
Помещенные в Атлас Крузенштерна 38 иллюстраций (на 24 листах), созданных Тилезиусом, запечатлели редких предста вителей животного и растительного мира — млекопитающих, птиц, рыб, морских животных, растения разных регионов Земли. Альбом Лангсдорфа 1810 г. представляет 30 изображений растений Бразилии, Маркизских островов и Японии, 16 из которых были впервые описаны самим Лангсдорфом.

МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ

Привезенная российскими мореплавателями коллекция поли незийских предметов была предоставлена Музею Адмиралтейства, а после его разделения, в 1826 г., поступила в Кунсткамеру (ныне МАЭ РАН — Кунсткамера, Санкт-Петербург). Эта коллекция Адмиралтейства (№ 736) сохраняется неразделенной до настоя щего времени и включает предметы с острова Пасхи, Маркизских и Гавайских островов. Маркизские вещи в ней могут однозначно принадлежать только к привозу Крузенштерна и Лисянского, потому что последующие мореплаватели — Коцебу, Головнин, Беллинсгау зен — до 1826 г. на Маркизские острова не заходили.
Часть маркизских и гавайских вещей легко атрибутируется по имеющимся в книгах Крузенштерна, Лисянского и Лангсдорфа иллюстрациям.
Помимо этого, в Кунсткамере хранится собрание предметов алеутов и тлинкитов, привезенных Ю. Ф. Лисянским из Русской Америки.
Лангсдорф привез в Академию наук коллекцию собранных им минералов (Пасецкий, 1974, 87).

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В первой четверти XIX в. участники российской кругосветной экспедиции опубликовали серию своих отчетов и описаний этого эпохального для России плавания. Самым значительным из них было «Путешествие вокруг света» Крузенштерна, вышедшее в свет в 1809—1812 гг. «Путешествие» было издано сразу на русском и не мецком языках, а затем было переведено на английский, французский, итальянский, голландский, шведский и датский языки. В Германии этот труд был переиздан несколько раз. Крузенштерн был избран членом академий и научных обществ Англии, Франции, Дании, Германии. Описание плавания Ю. Ф. Лисянского вышло в 1812 г. К описаниям плавания Крузенштерна и Лисянского были приложены большеформатные художественные атласы: «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна» (1813,1814) и «Собрание карт и рисунков» Лисянского (1812). Серия иллюстраций имеется также в описании путешествия Лангсдорфа, до сих пор не переведенного на русский язык. Все эти книги давно стали библиографической редкостью и имеются только в фондах крупных научных библиотек. В ХХ веке публиковались только отдельные иллюстрации.
Инициативная группа проекта «Путь предков» в 2003 году выпустила в свет перевод с немецкой рукописи Левенштерна, ценнейшего научного источника, последнего крупного дневника участника плавания, до сих пор не вошедшего в научный оборот.
Мы дополнили изданные в начале XIX в. иллюстрации никогда не публиковавшимися рисунками из архивов — лейтенанта «Надеж ды» Е. Е. Левенштерна и натуралиста В. Т. Тилезиуса, а также из малоизвестного альбома Лангсдорфа, посвященного ботанике. Помимо этого в книгу включены (в орфографии подлинника) не издававшиеся ранее архивные материалы из дневника М. И. Рат-манова и судового журнала «Невы», составленного штурманом Калининым.
Сопоставление одних и тех же предметов и мест на иллюстрациях разных авторов позволило определить многие объекты, ранее оста вавшиеся неназванными на листах атласа Крузенштерна (например, Кибачи, Мегасаки, Дезима в Японии) и получить новую достоверную историческую информацию.
При работе над данным изданием мы использовали следующие источники иллюстративного материала:

1. Атлас к путешествию вокруг света» И. Ф. Крузенштер на ( Krusenstern A. J. Atlas zur Reise um die Welt . SPb ., 1814), включающий гравюры, сделанные по рисункам естествоиспытателя Тилезиуса и астронома Горнера, карты, нарисованные лейтенантом Левенштерном и мичманом Беллинсгаузеном под руководством Крузенштерна. Этот атлас — приложение к трехтомному первому
изданию описания плавания Крузенштерна. Он включает 33 пей зажа, 44 портрета, 38 изображений животных и растений, 18 карт, 17 листов с видами берегов, 4 листа с изображениями этнографических предметов.

2. «Собрание карт и рисунков, принадлежащих к путешествию Ю. Ф. Лисянского» (СПб., 1812) и английское издание его плавания ( Lisiansky U . A voyage round the world London , 1814), включающие 13 карт, 3 листа с этнографическими рисунками, 2 пейзажа, выполненные Лисянским.

3. Описание путешествия, выполненное Г. Г. Лангсдорфом ( Langsdorff G. H. von . Bemerkungen auf einer Reise um die Welt in den Jahren 1803 bis 1807. Bd. I, II. Frankfurt / Main , 1812), которое включает рисунки натуралиста Лангсдорфа — 12 пейзажей, 5 жанровых сцен, 3 портрета, 13 листов этнографических рисунков; 2 пейзажа Е. К. Фридерици и 6 чертежей лодок и байдар, выполненных корабельным подмастерьем И. Корюкиным.

4. Альбом Г . Г . Лангсдорфа (Langsdorff G. H. Plantes recueillies pendant le Voyage des Russes autour du monde par Langsdorff et Fischer . T ü bingen : Cotta , 1810), который включает изображения 30 видов растений.

5. Архивная рукопись Е. Е. Левенштерна (ЦГИАЭ. Ф. 1414. Оп. 3. Д. 3—4) включает более 170 рисунков: 36 пейзажей, в том числе 18 японских, 95 изображений этнографических предметов — из
них 69 японских, 10 портретов, 16 карт и видов берегов, 9 жанровых сцен, 14 карикатур.

6. Ряд рисунков В. Т. Тилезиуса из альбомов, хранящихся в Москве (РГБ. РО. Ф. 178. М10693а; М10693b - в тексте: альбом А и альбом В).

7. 4 рисунка В. Т. Тилезиуса, хранящиеся в архиве РАН (Р. IV . T. I . № 800).

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 25
))