Страницы истории

kruzershtern_s_newЭкспедиция, которую я имею честь предложить, – это первая в таком роде предпринимаемая русскими; ввиду ее значимости она не может не привлечь внимание всей Европы.

Просвещенный никогда не может терпеть затруднений в открытии способов, служащих к усугублению блага и славы нации...

И. Ф. Крузенштерн
Капитан-лейтенант
1799



Гавайские острова
01.12.2005 00:00

15 октября 1805. …Корабль наш совершенно был окружен ка сатками, бенетами [бонитами], лоцманом рыбою, фрегатами, тропи ческими птицами и большими белыми с черною опушкою по крыльям чайками. Одна из последних села на утлегарь, и хотя все матросы выбежали на бак, но она нимало не безпокоилась и слетела тогда только, как один из матросов, подползя, схватил было ее за хвост.

Лисянский, Путешествие... ( II ), 215

…Между сими пернатыми особеннаго достойны замечания… большия белыя птицы, названныя от наших матросов глупырями (птица, которая села на утлегарь, принадлежит к сему роду)….. [они] так глупы, что мы во время своей прогулки едва могли отгонять от себя палками. Величиною оне с гуся, по краям крыльев и на конце хвоста имеют перья черныя, нос у них желтой, прямой, а глаза яркаго желтаго цвета.

Лисянский, Путешествие... ( II ), 222

2/14 ноября 1805. Летучая рыба, которая севернее часто нам по казывалась стадами, здесь, по видимому, не в таком изобилии водится, но зато крупнее и проворнее. Одна из них в вечеру вскочила к нам на шканцы. Размер ея есть следующий: длина 15 дюймов, окружность 7, длина верхних крыльев или перьев 8 дюймов, а нижних 3.

Лисянский, Путешествие... ( II ), 232

3/15 октября 1805. В 10 часов вечера… лишь только хотел я сойти в каюту, как вдруг корабль вздрогнул сильно. Руль немед ленно положен был под ветр на борт, чтоб поворотить овер-штаг, но сие не помогло, и корабль сел на мель. Вся команда, оставив свои койки, бросилась крепить паруса, а штурман между тем обмеривал глубину вокруг судна, которое остановилось посреди коральной банки. Почему приказал я тотчас сбросить все росторы (разныя тяжести, лежащия на средине корабля, как то: реи, стеньги и проч.) и карронады в воду с привязанными к ним поплавками, дабы при удобном случае можно было опять их вынуть. Чрез сие облегчился корабль столько, что с помощию нескольких завозов стянулись мы на глубину к разсвету на 16-е число. Как скоро наступило утро, то в разстоянии одной мили показался небольшой низменный остров на WNW , а прямо по курсу, которым мы шли в вечеру, или ZtW , гряда каменьев, покрытых страшными бурунами.

Лисянский, Путешествие... ( II ), 217—218

Октябрь [4/] 16. В 9 часов вечера остановились на меле, на которой положили верп, а другой к О-ту на 1/4 кабельтова, где глубина 2 1/2 сажени. Спустили с корабля на воду весь запасной рангоут и 10 кранад и в 5 часов утра увидели к W небольшой остров в расстоянии 2-х верст и в 1/2 7 часа сошли с мели. Но в 9 часу при нашествии шквала с дождем от трех кабельтов подняли кливер, фор- стеньги-стаксель и биз[ань]; попривалило вторично к мели.

Калинин, л. 44 об.; 45

[6/18 октября 1805.] …Отправился я поутру на берег. …Мы с немалою трудностию могли пристать в одной небольшой губе, на берегу которой нашли множество птиц разных родов и тюленей. Первые тотчас нас окружили и более походили на домашних, неже ли на диких, а последние лежали на спине и не обращали на нас ни малейшаго внимания.
Воткнув шест в землю, сперва я зарыл подле онаго бутылку с письмом о нашем открытии сего острова, а потом возвратился на корабль в полном уверении, что ежели судьба не удалит нас от сего места, то надлежало ожидать скорой смерти; ибо при совершенном недостатке в пресной воде и в лесе какия можно бы было предприять средства к спасению?

Лисянский, Путешествие... ( II ), 220—221

[7/] 19-го. По утру, поставя паруса, стали вынимать верпы. Но бывшей кабельтов порвался и остался в море верп и кабельтову 20 сажен, а мы пошли по[д] парусами. В полдень остров был на ZW 56° . В 9 миль совсем от нас закрылся, и глубины не могли достать.

Калинин, л. 45

Корабль «Нева» за претерпенное им несчастное у сего острова приключение вознаградится только тою честию, что он открытием весьма опаснаго местоположения спасет, может быть, от погибели многих будущих мореплавателей. Естьли бы мы и избавились от потопления, то и самый остров послужил бы нам более гробом, нежели убежищем; а по тому мы должны благодарить Создателя за продолжение дней своих, быв уверены, что кроме Его всесильной десницы ни что бы нас спасти не было в состоянии.
...Юговосточную мель, на которой сел корабль наш, назвал я Невскою, острову ж, по настоянию моих подчиненных, дал имя Лисянскаго.

Лисянский, Путешествие... ( II ), 224 226

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 7 из 25
))